Игры как эффективные методы обучения.
В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Для того чтобы развитие познавательных процессов проходило систематически, целенаправленно и эффективно, нужна мотивация и заинтересованность в изучении учебного материала. Но на данный момент у большинства обучающихся низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности актуальна. В зависимости от ее решения зависит эффективность осуществления всего образовательного процесса, деятельность учителя и обучающегося, следовательно, и результат обучения в целом.
Поэтому главной задачей учителя является поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игр, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Игра — естественный способ активизации учебной деятельности. Важно, чтобы игра сочеталась с напряженным трудом и не отвлекала от учебной деятельности, способствовала интенсификации умственной работы.
Так, на уроках английского языка игры позволяют изучить, повторить лексический материал через деятельность, которая осуществляется в увлекательной форме и непринужденной обстановке. Игровая форма обучения направлена на тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности, снимает речевой барьер, помогает проявиться способностям обучающихся.
Выделяют следующие функции игры в обучении английского языка:
- практическая — практика знаний, отработка лексики, грамматики;
- развлекательная — повышение мотивации, создание определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний;
- дидактической — расширение общих знаний, повышения качества и продуктивности обучения.
Виды учебно-речевых игр:
- игры на отработку звуков;
- игры на отработку лексики;
- игры на отработку грамматики;
- игры на работу с текстом.
Игры, используемые на уроках английского в соответствии с учебно-речевыми видами:
- Игры на отработку звуков: «Морской бой» (На доске учителем чертится «шахматка», ученики по очереди зачеркивают слова с заданным звуком и читают его вслух), «Назови слова со звуком…»;
- Игры на отработку лексики: «Снежный ком»(первый ученик называет слово, затем второй ученик повторяет слово первого ученика и называет своё слово, затем третий называет слово первого ученика, второго ученика и называет своё слово и так далее), «Из уст в уста», «Who is it?» (ученик встает спиной к классу, остальные по желанию подходят и стучат по плечу первого ученика. Задача первого ученика отгадать кто это был, используя вопрос Who is it?), «What is it?», «Переводчик»;
- Игры на отработку грамматики: «Найди ошибку», «Вставь пропущенное слово»;
- Игры на работу с текстом: «Закончи предложение», «Вопросы по тексту», «Незнакомые слова», «Найди прилагательные» и т.д.
Процесс игры – это пространство для самореализации. Игра помогает обучающимся самостоятельно, активно действовать, принимать решения. В процессе игры закрепляется словарь, связная речь, повышается мотивация. Любая, даже короткая игра раскрывает творческий потенциал обучающихся, повышает познавательную активность, усиливает мотивацию, способствует лучшему усвоению материала